— Чем вы занимались во время обучения? Из чего состоял курс?
Вадим Ражев:
— Во время учёбы были как теоретические занятия, так и практические. Примерное соотношение: 50% на 50 %. Сначала мы прослушали необходимый теоретический материал в формате лекций, а затем были практические занятия на льду и в лаборатории. Самый последний этап работы — обработка полученных в ходе работы «в поле» результатов.
Дмитрий Некрасов:
— Да, первые три дня был теоретический курс, затем — полевые работы и лаборатория. После обработки результатов мы также представляли общую презентацию полученных данных.
— Как участие в этом семинаре (школе) может помочь вам в дальнейшей работе, в профессии?
Д. Н.:
— Участие в таком проекте — это, в первую очередь, расширение кругозора. Замечательная возможность на практике попробовать то, что ты обычно читаешь в методических пособиях и учебниках.
Конечно, не менее важны и знакомства, которые ты завёл во время учёбы.
В. Р.:
— Участие в Зимней школе мне помогло в понимании физических свойств льда. Особенно полезны для меня оказались практические занятия. Так я ознакомился с основными методиками исследования физических свойств льда, а также приборами для проведения тестов.
Изучение физических свойств льда необходимо для проектирования морских сооружений в арктических условиях.
Я занимаюсь добычей углеводородов в Арктике и уверен, что приобретённые знания мне понадобятся в будущем. Более того, я познакомился с исследователями из разных стран. Обмен опытом с ними был для меня очень важным.
— Насколько актуальны и перспективны направления обучения, которые представлены в рамках школы?
В. Р.:
— Основное направление – изучение физических свойств льда для проектирования морских нефтегазовых сооружений в Арктике.
Арктика является очень перспективным регионом для добычи нефти и газа. А именно ледовые нагрузки на платформу являются одним из ключевых факторов при проектировании. Основное требование, которое сегодня выдвигается к создателям таких платформ: лёд должен разрушаться, а платформа должна выдерживать максимальные нагрузки.
Д. Н.:
— Те темы, которые мы обсуждали и изучали в рамках курса, действительно соответствуют актуальным вопросам и перспективным разработкам по профилю изучения. И что самое важно — наша работа была действительно связана с развитием нефтегазовой отрасли в арктическом регионе России.
— Вместе с вами в работе школы участие принимают молодые люди из других стран. Как выстраивается коммуникации с ними?
Д. Н.:
— Особенность школы — совместная, то есть командная работа международным составом. Всё общение и учёба велись на английском языке.
В. Р.:
— Действительно, 2/3 всех участников нашей зимней школы — это иностранцы. С нами учились исследователи из Китая, Японии, Южной Кореи, Норвегии, Великобритании, даже из Индии и Австралии.
Организаторы разделили участников на 6 команд. Именно в таком формате мы выполняли задачи курса.
— Что бы вы посоветовали ребятам, которые хотят принять участие форуме «Арктика. Сделано в России»? Чтобы вы им пожелали?
В. Р.:
— Для ребят, которые хотят принять участие в арктическом молодёжном форуме, я бы хотел порекомендовать серьёзнее подойти к изучению английского языка.
Арктика — крайне непростой регион для освоения, поэтому необходимо сотрудничество с другими странами. Знание английского языка поможет улучшить взаимопонимание при общении с иностранными исследователями. Более того, много научной литературы сегодня представлено именно на английском языке.
Д. Н.:
— Ребятам хочу пожелать не терять время зря, знакомиться, дружить, общаться и встречаться после окончания форума.
Форум «Арктика. Сделано в России» — уникальное место встречи специалистов из различных, но смежных областей. Я также желаю побольше научных открытий, успехов в учёбе и в труде.
***
Отметим, что в рамках образовательного курса школы «Ice Mechanics» помимо теоретических курсов от ведущих преподавателей ДВФУ и приглашенных спикеров молодые исследователи выходили на испытательный полигон в бухте Новик о. Русского.
В естественных условиях они изучали свойства, структуру и неоднородность ледяного покрова, а также проводили эксперименты на его твердость и ломкость. Более детально прочность и химический состав отобранных образцов они анализировали в университетских лабораториях ДВФУ.