6722Большинство молодых предпринимателей в России решили открыть свое дело из-за желания много зарабатывать (39%), быть независимыми (39%) и под влиянием ролевых моделей — успешных предпринимателей (37%) и блогеров (23%). Такие результаты показало исследование Аналитического центра НАФИ, проведённое совместно с Росмолодёжь.Бизнес среди молодых российских предпринимателей до 35 лет. Оказалось, что основными драйверами открытия собственного бизнеса для молодых людей чаще всего становятся желание не только больше зарабатывать и быть независимым, но также и заниматься любимым делом (35%), иметь свободный график работы (32%) и воплотить в жизнь свои мечты (30%).  Среди других причин, которые побудили молодых бизнесменов встать на путь предпринимательства: желание повысить свой социальный статус (16%), помогать другим (15%), решать интересные задачи (13%) и продолжить семейный бизнес (13%). 

В возрастной группе от 14 до 17 лет чаще остальных упоминался мотив, связанный с решением интересных задач (27%). В группе же от 18 до 24 лет — желание работать на самого себя (43%) и приносить пользу людям (18%). 

Жители городов федерального значения чаще связывают своё желание заняться бизнесом с возможностью получить больший заработок (52%) и работать на самого себя (54%). В городах-миллионниках чаще говорят о желании больше зарабатывать (55%) и иметь свободный график (48%), в городах с населением 50 тыс. — 300 тыс. человек — о возможности заниматься любимым делом (48%). Жителей населённых пунктов с численностью населения 50 тыс. человек и менее отличает более высокая доля тех, кто хотел бы продолжить семейный бизнес (18%) и решать интересные задачи (18%). 

Если говорить о вдохновителях, ярких образах и ролевых моделях, которые повлияли на решение молодых людей открыть своё дело, то главное значение здесь играют другие успешные предприниматели. О том, что пример успешных бизнесменов побудил принять решение о старте своего дела, говорят 37% молодых российских предпринимателей. 

Чуть больше четверти опрошенных заявляют, что большой вклад в их становление на пути бизнесмена внесли родственники (29%), знакомые и друзья (26%). 

Каждый четвертый предприниматель (23%) указал, что вдохновился блогерами – теми, кто рассказывает о бизнесе, в том числе на собственном примере, для многочисленных подписчиков в интернете. 

По словам каждого пятого, стимулом для старта своего дела стал успешный пример работодателя (20%) или чтение бизнес-литературы (19%). 

О важности чужих историй успеха чаще остальных говорили те, кто живет в городах федерального значения (54%). 

В ТОП-5 трудностей, с которыми сталкивались на этапе открытия своего дела молодые россияне, входят: недостаток финансов (38%), недостаток знаний, информации (33%), неуверенность в себе (30%), сложности с документами (регистрация бизнеса, получение лицензий, сертификатов — 25%), отсутствие опытного наставника (25%). 

Еще 20% молодых предпринимателей заявили о том, что им не хватало времени, а 14% не хватало поддержки близких. Не сталкивались с проблемами на первоначальном этапе открытия своего дела 8% владельцев бизнеса до 35 лет. 

О сложностях с документами чаще остальных говорили жители городов-миллионников (42%), о недостатке информации чаще говорили жители городов с населением 300 тыс. — 500 тыс. человек (56%). 

Действующие предприниматели продолжают сталкиваться с проблемами ведения бизнеса. В первую очередь они отмечают проблемы, связанные с ростом цен (38%). Наряду с этим, сложности вызывают высокие налоги и сборы (32%). 

В меньшей степени упоминаются такие проблемы, как снижение платежеспособности клиентов (23%, девушки жалуются на это чаще — 32%), сложности с поиском нужного персонала (23%), сложности в работе с поставщиками (21%, в городах федерального значения — 32%), а также требования и проверки со стороны контролирующих организаций (21%). 

Всероссийский опрос молодёжи проведён Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2022 года. Опрошены 4 тыс. человек от 14 до 35 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населённого пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%. 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter