– Каким Вы видите будущее кинематографа?

– Будущее кино – разнообразное. С одной стороны, аттракционное кино будет продолжаться. С другой стороны, будут большие повествовательные истории. Например, эпоха сериалов, которая наступила еще в 90-ых. Сейчас есть мнение, что наступила эпоха аттракционно-технического плана. Но до зрелости этой форме еще очень далеко. Нельзя забывать и об Интернете, YouTube со всеми миниатюрными формами, с доступностью создания фильма в любом возрасте и без особой подготовки. Экранное творчество становится аналогом владения письменной речью.

– Политик Алексей Митрофанов однажды сказал, что «вы человек, который дистанцируется от общей кинотусовки». Почему так происходит?

– Позиция исследователя всегда отличается от позиции участника. Как участник, я делаю программу «Культ кино» на телеканале «Культура». В свое время, когда было легче с цензурой, я занимался эротическим кинематографом, который вдруг стало возможно показать зрителям. Потом стали показывать всё. Я защищал в теоретическом плане принцип развлечения.  Сейчас он стал господствующим. Как исследователь, я должен сохранять дистанцию, потому что я не должен лоббировать свои интересы. Я очень чётко прослеживаю границу между собой, как участником, и исследователем.

– Предлагаем Вам игру в ассоциации. Мы подготовили список отечественных фильмов, составленный на основе зрительского рейтинга сайта «Кинопоиск». Ваша задача, услышав название очередного фильма, сказать, с чем он у вас ассоциируется.  И первый в списке ­– «Иван Васильевич меняет профессию».

– История, Иван Грозный и Гайдай.

– «В бой идут одни старики»?

– Война, комедия с трагедией вместе.

– «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»?

– Российский вариант классического произведения британской культуры.

– «Собачье сердце»?

– Лучшая экранизация Булгакова, лучший фильм Владимира Бортко.

– «Москва слезам не верит»?

– Легендарная картина, которая доказала, что скорее правы зрители, чем критики.

– «Летят журавли»?

– Абсолютный шедевр, стечение обстоятельств.

– «Служебный роман»?

– Игра с повседневностью – тонкая и остроумная.

– «Судьба человека»?

– Бондарчук и этим всё сказано.

– «Человек с киноаппаратом»?

– Начало советского экспериментального кино. Фильм между искусством и документалистикой. Картина, которая открыла целую эпоху.

Напомним, Кирилл Разлогов — программный директор Московского Международного кинофестиваля. Советский и российский киновед и культуролог. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. Доктор искусствоведения. Автор и ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура». Автор 14 книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, различным проблемам культуры.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter