На какие этапы ты могла бы разделить экспедицию? Опиши каждый из них.

В моем случае экспедицию можно разделить на два параллельных во времени  этапа – рабочий и туристический. В туристическом это был круиз. Поездка была организована туристической компанией «Посейдон», которая зафрахтовала атомный ледокол «50 лет Победы». Судно было спроектировано с возможностью приема на свой борт большого количества пассажиров, например участников экспедиций, или как в нашем случае – туристов. Мы любовались архипелагом Земля Франца-Иосифа, посетили на резиновых моторных лодках остров Чампа, пролетели на вертолетах над мысом Тегетхофф. Для туристов на борту ледокола были организованы лекции о регионе, путешественниках, исследователях, о животном и подводном мире, рассказывали и о быте северных народов. Проводились мастер-классы, на одном из них я сделала из глины белого медведя, который вместе со мной побывал на Северном полюсе. Правда, у меня было не так много времени на развлечения. В рабочем этапе я интересовалась самим ледоколом, его конфигурацией, устройствами и бытом экипажа. Каждый день кто-то из членов экипажа проводил мне подробную экскурсию по ледоколу. Огромное спасибо капитану «50 лет Победы», Олегу Михайловичу Щапину, который дал команду мне все показывать, зная, что я из бюро – проектанта этого ледокола и имею профессиональный интерес в его изучении.

Как складывались отношения с другими членами экипажа?

Отношения складывались замечательно. Капитан и команда отнеслись ко мне очень хорошо, все показывали, отвечали на все вопросы. Я записывала пожелания, что необходимо улучшить или изменить на последующих проектах. Исписала целый блокнот. Кстати, кроме ледокола «50 лет Победы» я побывала в Мурманске еще на двух ледоколах – атомном ледоколе «Таймыр» и на самом первом в мире атомном ледоколе «Ленин», где мне провели персональные экскурсии, позволили заглянуть в машинные помещения. Так что теперь у меня большой материал для сравнения. 

Что самое запоминающееся было в поездке?

Сам ледокол. Я больше всего хотела изучить именно его! Очень счастлива, что все успела спросить и все посмотреть.

На ледоколе было 180 туристов из 24 стран мира, некоторые семьи взяли с собой детей. Мы видели моржей, медведей, птиц, китов и дельфинов. Особенно запомнилась встреча с белым медведем, который оказался рядом с ледоколом ранним утром. По громкой связи сообщили о его появлении. Мы все быстро собирались и скорее выбегали на нос судна посмотреть на медведя. В Баренцевом море пережили морскую болезнь во время шторма – я лежала целый день. Дело в том, что ледоколы приспособлены для движения во льдах, а на чистой воде имеют довольно сильную качку. Когда начались льды, экипаж старался оптимизировать маршрут, прокладывая путь через полыньи и трещины во льдах. Меня поразило, насколько искусно и профессионально работала команда, состоящая из 102 человек. Последние метры до Северного полюса мы уже отсчитывали вслух, стоя на носу судна. И вот, наконец, мы оказались на самой вершине планеты. Настроение было, как в Новый год! Мы все поздравляли друг друга и желали счастливого Северного полюса! Там пробыли почти день, устроили самое северное в мире барбекю, фотографировались, ходили на прогулку как можно дальше от ледокола. Кстати, толщина льда на Северном полюсе летом метра 2-3.

Были ли достигнуты те цели, которые ты определила в самом начале?

Да, были. Я много набрала материалов, которые очень пригодились и еще пригодятся на работе, стала лучше понимать устройство ледокола, принцип работы его механизмов. Я теперь более осознанно читаю чертежи, могу все начерченное представить вживую. Для меня, как инженера-конструктора 3 категории ОАО «ЦКБ «Айсберг», это была невероятная удача оказаться на действующем ледоколе, который находится в работе. В советское время сотрудников нашего отдела направляли в плавательные практики на ледоколах, но, к сожалению, в последние годы такие практики прекратились. Многие инженеры никогда не были на тех судах, которые проектировали. Это большая проблема. Огромное спасибо Федеральному агентству по делам молодежи и  Федеральному государственному унитарному предприятию «Атомфлот» за предоставленную мне возможность! В данный момент я готовлю подробный отчет на работу обо всем, что узнала и увидела на ледоколе, с которым я выступлю перед инженерами ЦКБ «Айсберг». Все выявленные недочеты будут устранены на новых проектах атомных ледоколов.

Изменился ли после экспедиции твой взгляд на свою профессию и на Арктику?

Я еще сильнее влюбилась в Арктику и в мою работу! Окончательно поняла, что сделала правильный выбор, поступив в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет на кафедру проектирования судов! Проектирование ледоколов это то, чем я хочу заниматься, что мне действительно интересно.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter